Сайт Михаила Соловьёва

Марина — Карлос Руис Сафон

Ты — Оскар, подросток, сирота. Твой город — Барселона начала 80-х годов, ты живёшь в интернате. Однажды, прогуливая уроки, ты решаешь залезть в заброшенный особняк на тихой улице, но встречаешь там таинственную семью — девушку Марину и её отца Германа. Герман — отшельник, бывший художник, заполнивший дом портретами своей покойной жены. Марина — красивая, любознательная, но с тенью грусти, какая-то немного холодная и отстранённая. Ты начинаешь захаживать к ним в гости и гулять с Мариной по разным странным местам, благо в Барселоне таковых — пруд пруди.

Несколько раз на старом кладбище вы встречаете загадочную женщину в чёрном, которая раз в месяц приходит к безымянной могиле с выгравированной чёрной бабочкой. Вы решаете проследить за ней, и след приводит в другой заброшенный особняк, в котором, в отличие от первого, никто не живёт (но это не точно). Там вы находите множество сломанных кукол, старые фотографии, чертежи и документы о человеке по имени Михаил Колвеник — гениальном инженере начала XX века, известном своими медицинскими экспериментами.

Ты, словно заправский детектив, от скуки и любопытства начинаешь раскручивать запутанную историю Колвеника, в которой чем дальше — тем опаснее. К тому же, всё указывает на то, что Марина сама скрывает какую-то страшную тайну.

☠️

Карлос Руис Сафон — испанский писатель, чьи книги окутаны старинными тайнами и атмосферой готического романа. Вообще, он писал взрослую литературу, но начинал свой путь с серии мистических книг для подростков, к которым относится и «Марина». То ли подростки уже не те, то ли я теряю хватку, но мне «Марина» показалась сложной и запутанной историей, к тому же, перегруженной кучей деталей из прошлого героев и мест, в которых они бывали. Читается как взрослая книга, не смотря на то, что от неё исходят стойкие вайбы «Дома странных детей».

Если отбросить упомянутую перегруженность, то книга выглядит очень достойно. Сафон создаёт густую, кинематографичную атмосферу и умело держит баланс между триллером, драмой и подростковой романтикой. Чем-то всё это напоминает старые фильмы Тима Бёртона, где мрачное и нежное идут рука об руку, а самое начало — так вообще вылитая «Алиса в Стране Чудес» (с обязательными чаепитиями и человеком, выглядящим и ведущим себя как Шляпник, хоть и не настолько Безумный)

Одним из героев является сам город. Барселона здесь не жаркая и солнечная, как мы привыкли её себе представлять. Это мрачный лабиринт кованых оград, заброшенных особняков, садов и переулков, где за каждым поворотом прячется ЧТО-ТО, о чём лучше не знать.

Что по минусам? Как я уже упомянул, это запутанность истории и перегрузка книги красивыми описаниями и биографиями. При этом некоторые важные персонажи (не смотря на обилие информации о них), включая самого Оскара, так и остаются не раскрытыми. Ну, хоть секрет Марины Сафон раскрыл в конце, благодарю, достопочтенный дон!

Ещё бросается в глаза некоторая нелогичность: подростки легко проникают в закрытые дома, фабрики и больницы, полиция не замечает исчезновения людей, да и в целом некоторые вещи происходят не иначе как чудесным образом. А ещё Оскар бывает страшным занудой, то и дело пускаясь в пафосные монологи.

Что в итоге? Впечатления у меня смешанные. С одной стороны, мистические детективы и книги про трагическую любовь — не моя тема. Вы скажете, какого хрена ты недавно хвалил «Заклинателя», тоже детектив и мистика, но моё мнение таково: в детективе сюжетом правит логика, роялей в кустах там быть не должно. А когда что-то происходит волшебным образом, то уже не так интересно.

С другой, это был интересный опыт погружения в непривычную, «готическую» Европу 80-х, обмазанную толстым слоем нуара, секретных тайн и таинственных секретов. Если вы готовы отказаться от динамики сюжета в обмен на атмосферность, меланхолию и туманную Барселону, то «Марина» вам понравится.

Оценка: ⭐️⭐️⭐️⭐️