«Счастливая жизнь» — Массимо Пильюччи
Хочу поделиться своим мнением о книге «Счастливая жизнь» Массимо Пильюччи и вкратце рассказать об основных её идеях.
Кто такой Пильюччи, я писал в обзоре его первой книги «Как быть стоиком», которая, не смотря на название, показалась мне больше экскурсом в историю философии стоиков, нежели чем-то практичным. Вторая же книга, в оригинале — «A Field Guide To A Happy Life» — оказалась больше практичной.
Пильюччи сделал хитрый ход, представив нам в форме книги своё толкование «Энхиридиона», небольшого по объёму, но концентрированного труда одного из учеников философа Эпиктета, ключевого деятеля стоицизма (сам Эпиктет предпочитал не писать наставления, а следовать им и устно обучать всех желающих).
Как пишет Пильюччи, со времени смерти Эпиктета две тысячи лет назад его главный труд пытались трактовать многие деятели религии и философии, от античных неоплатоников до средневековых монахов, от философов эпохи возрождения до современных западных стоиков. Вариант, предлагаемый Массимо Пильюччи, является vademecum — «карманным руководством», которое предполагается держать при себе и при необходимости сверяться с ним или обращаться за вдохновением.
Это не дословный перевод «Энхиридиона». Пильюччи даёт своё толкование каждого из отрывков, местами соглашаясь с Эпиктетом абсолютно, а местами споря с ним. Всё-таки жизнь за два тысячелетия сильно изменилась. Основное отличие — Пильюччи сглаживает бескомпромиссность и суровость некоторых суждений, не смотря на то, что вы прочитаете дальше (мне немного смешно, ведь дальше будет моя трактовка трактовки Пильюччи, а я придерживаюсь радикальных взглядов на стоицизм).
Философия «Стоицизма 2.0», предлагаемая Пильюччи, в частности, предполагает:
- не полный отказ от чего-либо, а следование системе приоритетов;
- не безразличие к смерти, а способность благородно принимать неизбежные события.
Это два основных отличия, а остальные вполне логичны и касаются разницы в две тысячи лет в отношении к науке, религии и социуму.
Книга очень понравилась. Она похожа на «Daily Stoic» Райана Холидея, только в ней не 366 размышлений, а 53, но Пильюччи говорит о более фундаментальных вещах. Думаю, что заглядывать в неё время от времени стоит, даже если вы и не интересуетесь стоицизмом.
Основные идеи книги «Счастливая жизнь»
-
Есть вещи, находящиеся в твоей власти, и есть вещи, на которые ты повлиять не можешь. В твоей власти твои суждения, мнения, цели, ценности, решения. Почти всё остальное тебе неподвластно. Приучай себя сосредотачиваться только на том, что в твоей власти.
-
Всё, что ты считаешь своим — не твоё. Всё внешнее можно потерять в любой момент — вещь, работу, дом, близкого человека. Воспитывай в себе невозмутимость, что бы ни происходило. Считай, что получил это в долг, и рано или поздно придётся это вернуть. А пока не вернул — извлекай пользу для себя и для других людей.
-
Рано или поздно твой жизненный путь закончится. Помни об этом и время от времени спрашивай себя, насколько полезным и радостным сейчас является твой путь? Как ты можешь сделать его лучше?
-
Вместо внешних целей ставь цели внутренние. Твоя цель — не поразить мишень, а сделать лучший выстрел, на который ты способен (ведь на стрелу может повлиять ветер или движение мишени, над которыми ты не властен).
-
Воспитывай в себе невозмутимое отношение к внешним благам или проблемам. Достижение целей зависит не только от тебя одного, поэтому ты будешь и выигрывать, и проигрывать. Задай себе вопросы из пункта 3.
-
Не вещи или события сами по себе нарушают твой покой, а твои суждения о них. Есть три стадии мудрости: недальновидный человек винит всех, кроме себя; развивающийся винит себя самого; мудрый не винит никого.
-
Болезнь, бедность, другие несчастья поражают тело, но не разум. Внешние условия могут сковывать тебя в поступках, но не в мыслях. Твоя свобода — только в твоей власти.
-
Заранее репетируй реакции на разные неожиданности. И, когда что-то случается, ты сможешь верно отреагировать, потому что ты был готов.
-
Внутри тебя есть ресурсы, позволяющие справиться с любыми проблемами. Если ты чувствуешь боль, то можешь научиться выносливости. Если чувствуешь похоть, то можешь научиться воздержанию. Постоянно тренируй свои способности, и сможешь справиться с любыми неприятностями.
-
Не в твоей власти — родиться бедным или богатым, красивым или некрасивым. Но в твоей власти использовать полученное наилучшим образом.
-
Не будь суеверным. Ты готов ко всему, так пусть жизнь идёт своим чередом.
-
Если ты считаешь, что кто-то тебя оскорбил, то на самом деле это ты позволил себе оскорбиться. Его слова — это лишь колебания воздуха. А оскорблением они стали потому, что ты их так воспринял.
-
Делая что-то, думай о том, чтобы сохранить самоуважение и честность перед собой. В перечне приоритетов эти два — наивысшие. Лучше проиграть деньги, имущество, власть, отношения, но сохранить самоуважение и честность.
-
Ничто в мире не является ни злом, ни благом. Мир просто есть. И это уже наше дело решать, как обращаться с тем, что выпадает на нашу долю.
-
Не позволяй загрязнять твой разум. Представь, что кто-то берет твое тело и отдает его другому человеку, чтобы мог тот делать с ним все, что пожелает. Ты бы расстроился? Да. Так почему же ты не огорчаешься, когда другие люди манипулируют твоим разумом столь ловко, что могут делать с ним все, что пожелают?
-
Прежде чем взяться за какое-либо дело, хорошо подумай, что из него последует и что к нему ведет. Если не сделаешь этого, то непременно будешь браться за много дел и ни одно не доведешь до конца.
-
Если ты решил, что сделать какую-либо вещь правильно, то делай ее на виду у других, даже если они не одобрят тебя. Их мнение — не в твоей власти. Но, если что-либо не считаешь правильным, просто воздержись от этого независимо от пожеланий окружающих. Их мнение — не твоя забота.
-
Следи, достаточно хорошо ли ты выполняешь то дело, которым занимаешься. Подходишь ли ты для него? И следи за тем, чтобы не упустить другие дела, в которых ты по-настоящему хорош.
-
Не помышляй о том, чтобы считать себя мудрым, просвещенным или еще кем-то подобным. Это признак того, что ты, по сути, не мудр и не просвещен. Вместо того чтобы поучать, лучше действуй в соответствии с тем, чему научился. Это произведет куда более яркое впечатление.
-
Упражняться в добродетели лучше всего наедине с собой. Решил соблюдать диету — соблюдай диету. Решил перестать пить спиртное — не пей больше. Гордись не тем, что понимаешь философию, а тем, что ежедневно выполняешь свои упражнения.
Последней рекомендации стоит уделить особое внимание. Дело в том, что стоики действительно предпочитали действие разговорам и старались особое внимание не тому, чтобы рассказывать о своей философии, а тому, чтобы её ПОКАЗЫВАТЬ своим примером. О практических упражнениях стоиков можно узнать не только в «Счастливой жизни», но и в «Радости жизни» Уильяма Ирвина.