«Город Победы» — Салман Рушди

Город победы

«Город Победы» — фантастический роман Салмана Рушди, опубликованный в 2023 году (на русском языке — в 2024). Он представляет собой вымышленный перевод древнего санскритского эпоса и повествует о создании и падении империи Биснага, вдохновленной историей реально существовавшей Виджаянагарской империи в Южной Индии.

Главная героиня, Пампа Кампана, наделенная магическими способностями и долголетием, создает огромный город, в котором и стремится построить утопию, противостоя человеческим слабостям и патриархальным устоям общества.

Писатель и богиня

Салман РушдиСалман Рушди — британский писатель, родившийся в Индии, лауреат Букеровской премии, пишущий в жанре на стыке исторической литературы и магического реализма с большим влиянием восточных мифов, сказок и легенд. К сожалению, я не был ранее знаком с его творчеством, и первая ассоциация от «Города победы» — «Сто лет одиночества», но в декорациях средневековой Индии. В этих книгах, действительно, много похожего, но главное отличие — «Город победы» лишён трагизма, присущего детищу Маркеса, по крайней мере, на первый взгляд.

В центре сюжета — Пампа Кампана, девочка, отец которой погибает на войне, а мать, согласно варварскому обычаю того времени, совершает самосожжение. В тело убитой горем Пампы Кампаны вселяется богиня Парвати, наделяя её даром долгой жизни — 247 лет — и различными волшебными силами. Из семян, принесённых двумя местными крестьянами, Пампа за одну ночь создаёт огромный город Биснага (дословно «город победы»), жителям которого нашёптывает истории их жизни.

Два брата-крестьянина становятся первыми правителями города, и Пампа провозглашает свою цель: построить общество, в котором женщины будут иметь равные с мужчинами права, в котором главное место будут занимать культура и искусство, и которое будет открыто новым идеям и экспериментам.

Идея прекрасная, но человечество как всегда проявило свои «лучшие» стороны и подкачало в её реализации.

Пампа Кампана

Пампа Кампана - Город победы

Пампа Кампана как главная героиня очень хороша. Она ведёт себя дерзко и прогрессивно даже для нас, не говоря уже про средние века, напоминая о том, что даже в просветлённом XXI веке на планете живёт множество ханжей. Её взгляды на права женщин в обществе, роль женщин в культуре и искусстве и отношения между мужчиной и женщиной сильно опережают своё время. Пампа контрастирует с прочими героями романа, которые являются детьми своей жестокой патриархальной эпохи. Она становится мудрой, как это подобает человеку, прожившему 50−100-и-более лет, но при этом остаётся любознательной и незашоренной, словно молодая девчонка. Более того, она сексуальна, и продвигает идеи раскрепощения на собственном, так сказать, примере.

Но Пампа Кампана — человек со своими слабостями. В стремлении создать утопию, где у всех будут равные права, временами она ведёт себя как настоящий авторитарный правитель. При этом иногда она настолько перегибает палку, что жители начинают считать её ведьмой, а в её собственном городе появляется «консервативная» оппозиция. Всё это сначала смешно, а потом грустно, когда Пампа вынуждена бежать из города, а к власти приходят её сыновья-фанатики. Вера в создание идеального общества, доверие людям и некоторая наивность делает её слишком уязвимой, и по ходу действия ей придётся пережить немало лишений.

Да и чисто по-человечески Пампа порой кажется слишком равнодушной и эгоистичной. Таков дар Богини: раз ей суждено увидеть смерть всех окружающих её людей, то в чём смысл беречь их? Она боится привязываться к смертным, даже к самым близким, порой причиняя им серьёзные душевные муки. Впрочем, по ходу романа она проходит свой «путь героя» и открывает истинные ценности.

Город победы и антиколониализм

Помимо явной идеи борьбы за права женщин, другими важными темами, затрагиваемыми в романе, являются антиколониализм и религиозная терпимость.

Сам Рушди, родившийся в Бомбее за несколько лет до обретения Индией независимости, не был активным участником тех событий, но продолжает рефлексировать на эту тему в своих произведениях. Европейцы, захватчики его родины, в романе почти не фигурируют, а если и появляются, то строго по одному. В каждого из них Пампа Кампана непременно влюбляется, но в силу своих магических особенностей в итоге переживает возлюбленного. Всё это, конечно же, отражение истории Индии, которую много раз захватывали, но она в итоге своих захватчиков переживала, оставаясь собой.

Впрочем, если приглядеться, то истории взаимоотношений с европейцами в романе уделено специальное место в той части, где Пампа Кампана сбегает в Великий Лес. Безликую массу «бледнолицых» торговцев и завоевателей в нём олицетворяют полчища розовых обезьян. Сначала о них ходят недобрые слухи, потом эти обезьяны в небольших количествах просачиваются в лес с самыми, казалось бы, добрыми намерениями, пытаются торговать, а в итоге выдвигают на лес свои войска. Не буду спойлерить, каким образом захватчики выдворяются из леса, но идея понятна — Рушди презирает колониалистов, выводя их как довольно мерзких созданий, и сожалеет, что в его реальности не было магии, чтобы их приструнить.

Виджаянагарская империя

Виджаянагарская империя в средневековой Индии (показана зелёным цветом)

Город победы и религиозная терпимость

Вопрос религиозной терпимости также занимает важное место в «Городе победы». Рушди целенаправленно берёт за основу Биснаги единственное крупное индуистское царство Виджаянагар, окружённое со всех сторон мусульманскими султанатами, а в последствии и европейскими колониями.

Пампа Кампана изначально задумывает Биснагу как утопию, где разные религии могут мирно сосуществовать, хотя, впрочем, сама она посмеивается над теми, кто верит всего в одного Бога. Город становится моделью общества, в котором нет одной доминирующей религии, и изначально его жители свободны в своих верованиях. Это символизирует культурное богатство Индии до вторжений, когда религии сосуществовали более гармонично.

Биснага

А вот внешние враги — мусульманские султанаты и христианские миссионеры — представляются как силы, которые, наоборот, хотят уничтожить культурное и религиозное разнообразие города. Впрочем, даже следование догмам индуизма в городе вносит свой разрушительный вклад: как и в реальной жизни, Пампе Кампане не удаётся побороть кастовую систему.

Биснага в задумке Пампы Кампаны отражает идеал толерантности, который Рушди противопоставляет реальной истории человечества, омрачённой множеством религиозных конфликтов. Религиозная терпимость — это не только идеал, но и необходимое условие для процветания общества. В «Городе победы» хорошо показано, насколько этот идеал хрупок и уязвим перед жадностью, амбициями и фанатизмом.

Хукка, Букка и боевые асуры

Город победы

Не смотря на затрагиваемые глубокие темы и сложность Пампы Кампаны как персонажа, «Город победы», как уже было сказано, яркий и жизнерадостный роман. Здесь много юмора — чего только стоят перепалки первых правителей Биснаги Хукки и Букки, местных аналогов Тимона и Пумбы, или приколы в стиле Монти Пайтона. Город наполнен легендами, стихами, танцами и поэтичными сюжетами. Текст местами выглядит то как одна из сказок Шахерезады, то как индийская мелодрама, то притча из цикла про Ходжу Насреддина, то как эпическое фэнтези в стиле «Бахубали».

Если вы видели все эти ролики про то, как суровые усатые индусы левой пяткой задерживают падающий мост или щелчком пальцев разворачивают пули, то подобный экшен есть и здесь. Мало того, что в романе принимает участие заезжий китайский мастер боевых искусств, так и сама Пампа Кампана в какой-то момент вместе со своей праправнучкой превращается в боевую асуру и становится во главе армии могучего Кришнадеварайи.

Сила слов

Под конец я хотел бы заглянуть в самую суть «Города победы». Дело в том, что для получения всей полноты впечатлений от этого воздушного, почти сказочного текста, стоит узнать больше о страшной предыстории его создания.

Роман Рушди «Сатанинские стихи», вышедший в 1988 году, вызывает яростную критику со стороны мусульман, которых оскорбило проявление в нём пророка Мухаммеда, выставленного не в самом лучшем свете. В 1989 году аятолла Хомейни, глава Ирана, издаёт фетву, призывающую к убийству Рушди. Рушди приносит публичные извинения, но это ничего не меняет, поэтому писатель вынужден скрываться под охраной Скотленд-Ярда. Впоследствии официальные власти заявляют об отмене фетвы, но неофициально призыв действует, за голову Рушди назначена огромная награда.

В 2022 году Рушди выступает в Институте Шатокуа, США, штат Нью-Йорк. Во время представления на сцену врывается 24-летний мужчина и наносит писателю множество ножевых ранений, прежде чем его задерживают. Рушди серьёзно ранен, его срочно кладут на аппарат искусственной вентиляции лёгких, у него травма глаза, повреждения внутренних органов и разрыв нервов на правой руке.

В «Городе победы» Рушди никак не упоминает о покушении, но пережитый им опыт явно отразился на темах, затрагиваемых в романе, и действиях Пампы Кампаны, которая, судя по всему, символизирует здесь самого писателя.

Пампа Кампана постоянно сталкивается с предательством, насилием и потерями, но упорно продолжает строить свой идеальный мир. Это перекликается с борьбой Рушди за свободу самовыражения, несмотря на угрозы его жизни.

Более того, Пампа Кампана создает всю историю Биснаги с помощью слов, которые она нашёптывает по ночам в уши жителям. Это не только демонстрирует мощь слова в формировании общества и реальности в целом, но и заставляет задуматься: а не вложил ли кто-то другой свои слова (и с ними — свои травмы и переживания) в твои мысли? Помните стихотворение — «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…»? Это можно интерпретировать как размышление Рушди о влиянии его произведений, которые привели к политическим и религиозным конфликтам, но также вдохновили миллионы читателей.

Пампа Кампана - Город победы

Рушди, побывавший на волоске от смерти, наделяет Пампу Кампану пониманием, что всё, что она создает, однажды исчезнет, и решением продолжать творить не смотря ни на что. Можно воспринимать «Город победы» как своего рода литературную медитацию на тему хрупкости жизни и значимости творчества, в первую очередь — словесного (литературного).

Что в итоге?

«Город победы» Салмана Рушди — не просто роман, это эпическая сказка, где магия и история сплетаются в единое полотно размышлений о равноправии, толерантности и человеческой природе. Рушди мастерски показывает, что история человечества циклична: мы строим города и империи, создаём идеалы, а затем сами разрушаем их под тяжестью собственных амбиций и ошибок.

Однако в этой цикличности есть надежда. Ведь слова и истории, подобно магии Пампы Кампаны, могут пережить время и сохранить свет в мире, где всё, кажется, обречено на забвение. «Город победы» — это напоминание о том, что наша способность творить и рассказывать истории — самое мощное оружие против хаоса и разрушения.

Этот роман стоит прочитать каждому, кто ищет не только захватывающее повествование, но и глубокий смысл, позволяя задуматься: что мы оставим после себя — руины или свет наших идей?