«Конец эпохи self-help» — Свен Бринкман

«Конец эпохи self-help» Свена Бринкмана — книга, предлагающая нестандартный (резко отрицательный!) взгляд на современную культуру саморазвития и личностного роста и рассказывающая, чем заменить бесконечные тренинги и вебинары.

Конец эпохи self-help

Для меня она стала открытием конца прошлого года, и я жалею, что не прочитал её раньше — «Конец эпохи self-help» могла бы стать книгой года. Да, я опоздал, и гарь от взрывов пуканов любителей курсов уже рассеялась. С другой стороны, правильные книги приходят в правильное время, а начало нового года — самое время, чтобы скорректировать курс, расставить приоритеты и двигаться вперёд, не боясь трудностей, которые в этом году с любым из нас могут случиться.

Все цитаты взяты из книги.


Свен БринкманСвен Бринкман — датский профессор психологии, автор более 25 книг (в основном, научных) о влиянии технологий и тенденций современного мира на человека. В небольшой (читается за вечер или два) книге «Конец эпохи self-help» Бринкман выступает с критикой современной культуры непрерывного саморазвития и самообразования, которую он называет «культурой ускорения», и предлагает найти ей замену в учении философов, в частности, стоиков.

Сегодня многие из нас чувствуют, что все вокруг движется быстрее и быстрее. Темп жизни беспрерывно возрастает. Мы постоянно сталкиваемся с новыми технологиями, бесконечными преобразованиями на работе и переменчивыми поветриями в сфере питания, моды и «чудодейственных» средств. Только вы купили смартфон, как его уже пора менять на новый, чтобы запускались последние версии приложений. Не успели привыкнуть к ИТ-системе на работе, как появляется новая. Наконец-то начали уживаться с непростым коллегой — происходит реорганизация, и вам приходится работать в новой команде и общаться с новыми людьми. Мы работаем в «самообучающихся» организациях, где постоянные изменения — единственный элемент стабильности, и можем быть уверены только в том, что все, что мы усвоили вчера, завтра уже устареет. «Непрерывное образование» и «повышение квалификации» стали ключевыми понятиями и процветают в образовании, бизнесе и других сферах.

Социологи для описания нашего времени, когда все непрерывно меняется, используют метафору «текучая современность». Само время воспринимается текучим; мы ощущаем, что все вокруг плывет. Почему — никто толком не знает. Куда мы плывем, тоже никто не знает.

По своим идеям, но не по форме «Конец эпохи self-help» похожа на «Эссенциализм» Грега МакКеона, вплоть до совпадения по ряду предлагаемых понятий. Главное отличие — в тоне.

«Эссенциализм» нейтрален, в «Конце эпохи…» же Бринкман заручается поддержкой современных психологов и философов и паровым катком проходится по привычным нам концепциям саморазвития, высвечивая их суть и показывая, как они связаны с культурой ускорения, и чем они могут навредить.

Для меня эта книга стала прежде всего опорой. Когда привычный мир рушится, когда многолетние попытки найти ответы на Главные Вопросы в литературе по саморазвитию не увенчались успехом, когда сложно думать о будущем, потому что оно может и не наступить (все помним прошлый год?), нужна опора, нужно что-то, дающее силы, уверенность, что-то, делающее тебя антихрупким. «Конец эпохи self-help» подтверждает правильность выводов, которые я вынес пару лет назад из «Эссенциализма», а в прошлом году закрепил трудами классических и современных стоиков.

Кому-то книга станет бальзамом на душу, кто-то же станет её ярым противником, потому что внутри найдёт реально неприятные вещи. Тем не менее, читать советую хотя бы для понимания того, как нашу жизнь меняет «культура ускорения», и как выйти из этой Матрицы.


Семь ступеней опоры

Как не отставать в культуре ускорения? Не отставать — значит быть готовым к постоянному развитию — как профессиональному, так и личностному. Скептики говорят, что «непрерывное обучение» — это «обучение до смерти», и многие люди воспринимают бесконечные курсы под руководством доброжелательных консультантов как настоящее мучение — что-то вроде чистилища.

Бринкман предлагает последовательно пройти через семь ступеней обучения антисаморазвитию. Я не могу сказать, что согласен с ним во всём на 100%, и как минимум на одной из ступеней он не смог меня убедить в правильности своих рекомендаций. Но я постарался подробно разобрать каждую из них, чтобы вы сделали вывод, нужно это вам или нет, ваше это или нет.

1. Перестаньте прислушиваться к себе

В культуре ускорения распространено представление, что истинное «Я» находится где-то глубоко внутри нас, а окружающий мир навязывает свои ценности, не давая нам быть самими собой. Отсюда постоянное давление: найди себя, найди своё призвание, избавься от ложных целей, и так далее.

Согласно Бринкману, копаться в себе — пустая трата времени. Надо не искать себя, а принять себя таким, какой ты есть. Вместо того, чтобы слушать внутренний голос (который точно не знает ответов на все вопросы), нужно думать головой.

Более того, стоит делать не то, что нам кажется правильным интуитивно, а то, что имеет смысл делать по каким-то не связанным с интуицией причинам. Современные стоики предлагают практиковать «добровольный дискомфорт» — когда вы сознательно ставите себя в затруднительные или неприятные вам ситуации, потихоньку прокачивая свою волевую и интеллектуальную мышцу, что, несомненно, поможет, когда придут реальные неприятности.

Стоики считали, что сила воли подобна силе мускулов — чем больше тренируешь волю, тем лучше и сильнее она становится. Поэтому не так уж глупо отказываться иногда от десерта, бокала вина или поездки на автомобиле, хотя эти невинные примеры и кажутся на первый взгляд немного нелепыми. Самообладание — одна из главных добродетелей стоицизма, хотя и не слишком популярная в современной культуре ускорения, когда нужно «жить моментом» и «просто действовать», как советует реклама. Проще говоря, легче будет найти опору в важном, если мы научимся противостоять всевозможным — более или менее случайным — побуждениям (все равно, откуда они берутся — изнутри или откуда-то еще).

2. Сконцентрируйтесь на негативе

Другая проблема современной культуры — стремление быть на позитиве. Будь оптимистом, ставь высокие цели, верь в лучшее, не думай о грустном, практикуй аффирмации и всё такое.

По Бринкману, ворчуном и жалобщиком быть интереснее, чем светиться наивным энтузиазмом. Тем более, что мир таков, что нам действительно есть о чём беспокоиться. Какой бы радужной не была ситуация, мы в любом случае стареем, болеем и умираем в конце концов. Человек, размышляющий о смерти, начинает больше ценить каждый день своей жизни.

В жизни никогда не бывает хорошо все абсолютно. Иногда все просто не так плохо. Значит, причины для жалоб всегда найдутся. Жизнь трудна, но это само по себе не проблема. Проблема в том, что нас заставляют думать, что жизнь не трудна. Когда спрашивают, как дела, ожидается, что мы скажем: «Все отлично!» Хотя на самом деле все очень плохо, потому что вам изменил муж. Учась фокусироваться на негативном — и жаловаться на него, — можно выработать в себе механизм, который помогает сделать жизнь более сносной. Однако ворчание и реалистичный взгляд на вещи — это не только способ справляться со сложными ситуациями, но и практика умения принимать реальность такой, какая она есть. Это дает нам человеческое достоинство, в отличие от поведения вечно позитивного человека, который яростно настаивает, что не бывает плохой погоды.

Для решения этого вопроса стоики предлагают практики негативной визуализации, которые, вполне возможно, что вам знакомы. Представьте, что случится, когда вы умрёте? Что случится, если умрёт кто-то из ваших близких? Что случится, если вы или близкий человек попадёте в тяжёлую ситуацию? Чего вы тогда будете бояться? Что будете делать?

Моя бабушка, которой сейчас уже девяносто шесть, часто советует людям «примириться». В тяжелые времена, считает она, не надо стремиться «преодолеть трудности». Это чересчур. Преодолеть — значит справиться с проблемой и полностью ее устранить. Но в жизни есть многое, что нельзя просто взять и устранить. Люди — существа уязвимые и хрупкие, они болеют и умирают. Это невозможно «преодолеть». Но с этим можно примириться. Проблемы останутся, но жить будет легче. Это тоже позволяет найти опору. Если что-то нельзя изменить, на это можно опереться. Как говорит моя бабушка, лучше смотреть в лицо действительности, чем «жить в раю дураков». Лучше быть недовольным Сократом, чем довольной свиньей, как сказал английский утилитарист Джон Стюарт Милль в XIX в.

3. Научитесь говорить «нет»

Культура ускорения шепчет нам: «Не упусти возможности!» Некоторые настолько стараются ничего не упустить, что зарабатывают FOMO (Fear of Missing Out — навязчивый страх пропустить что-то важное и интересное, мешающий спокойно жить). Смотрели фильм «Всегда говори Да!» с Джимом Керри? Помните, как преобразилась его жизнь?

Так вот, в продолжение темы антипозитива самое время вспомнить слово «Нет».

Довольно малое количество вещей смогут кардинально изменить вашу жизнь и вызвать какие-то необычные чувства. В погоне за всем подряд мы пропускаем единицы таких вот важностей.

Учитесь отказываться от прилетающих вам возможностей. Сомневайтесь. Сомневайтесь во всём! Запишите себе правило: «Если я сомневаюсь хоть немного, то говорю нет».

Конечно, тут можно возразить, что нельзя же всем стать буками. Но суть стоицизма не в том, чтобы стать мрачным и несговорчивым, а в том, чтобы достичь покоя ума и замедлиться в ускоряющемся обществе.

Если сомневаетесь, то ответ чаще всего — «нет». А если не сомневаетесь, подумайте еще раз: нет ли причин для сомнений? Как я уже говорил, смысл не в том, чтобы все время сомневаться и от всего отказываться, а в том, чтобы понять, что это абсолютно нормально. Более того, чем чаще мы будем говорить «нет», тем легче нам будет стоять на ногах и сохранять верность тому, что мы считаем самым важным в жизни. Если мы все время на все соглашаемся, то отвлекаемся от важных дел, стоит кому -то окликнуть: «Эй, ты, поди сюда!»

4. Подавляйте чувства

Культура ускорения говорит: чувства и переживания — наше всё. Мерилом удовлетворения считаются не только деньги, но и новые, необычные эмоции. Жизнь нужно проводить так, чтобы каждый день удивлял, дарил новые впечатления и всё такое. Жить со страстью, делать то, что любите, менять мир — лишь немногие из процветающих ныне убеждений.

Такая ситуация ведёт к тому, что мы начинаем страдать от недостатка чувств в повседневных ситуациях, о чём наши предки даже не задумывались. День должен быть заполнен до краёв движением к желанной цели, иначе это пустая трата времени. Недостаточно просто хорошо делать свою работу, работа должна быть любимой, ну или хотя бы приносить радость! И ещё… ещё важно быть искренним и делиться своими чувствами, своим внутренним миром, своей индивидуальностью с окружающими, благо, сейчас много способов сделать это. Ну и так далее.

В культуре ускорения не считается проблемой, если люди переполнены чувствами, активны и имеют много желаний. Проблемой сегодня стал не избыток чувств, а их недостаток. Бринкман приводит в пример выступление по радио одного сексолога, который признался, что люди теперь обращаются к нему не потому, что хотят слишком много, а потому, что хотят слишком мало.

Согласно стоикам, взрослый человек выбирает достоинство и добродетельную жизнь, а не искренность и чувственность. Чувства никто не запрещает, просто во многих случаях достаточно их держать при себе, а также учиться их контролировать.

Вам нужно научиться подавлять чувства, которые нарушают покой ума и мешают твердо стоять на ногах. Если вы хотите иметь опору, то не позволяйте выбивать себя из колеи. На нас градом сыплются обращения к чувствам — из телевизора, социальных медиа и рекламы, — и это все время меняет наши желания. Тщетно за ними гонясь, вы не будете твердо стоять на ногах. А без этого невозможно исполнять свой долг. Поэтому нужно учиться подавлять чувства. Возможно, искренностью придется пожертвовать. Тем лучше. Контроль над своими эмоциями дает человеку определенное достоинство. Учитесь носить маску. Учитесь не реагировать на мелочи.

5. Откажитесь от коуча

Самая занятная ступень. Бринкман оговаривается, что не стоит воспринимать эти слова буквально, речь идёт не столько о человеке-коуче, сколько о тенденции окружать себя разными технологиями саморазвития и становиться зависимым от них. Особенно ярко это выражается у «курсоголиков» — людей, которые проходят обучающие курсы бесконечным потоком, пытаясь впихнуть в себя невпиху…, эээ…, ну, я имел в виду, достичь недостижимого.

Фигура коуча здесь лишь удобный собирательный образ. Проповедуя саморазвитие, позитивность и стремление к успеху, коучи противоречат стоической идее покоя ума. Согласитесь, невозможно твёрдо стоять на ногах, если постоянно бежать вперёд.

Так вот, отказываемся от этой фигни. Вспомним ступень номер 3 — учитесь говорить нет не только людям, но и новым возможностям для саморазвития, если в этом нет для вас чёткой осязаемой выгоды.

«Бесконечное непрерывное улучшение», может быть, и неплохой лозунг для успешной спортивной команды, но в качестве формулы счастья для простых людей звучит куда более сомнительно. Коучинг опасен тем, что вам никогда нельзя стоять на месте. Ведь всегда есть куда развиваться — а если вы этого не делаете, то сами виноваты. Наверное, просто мало старались. Считается, что всего можно добиться, если достаточно сильно этого хотеть и верить в успех. Если ничего не получается — что ж, значит, вы недостаточно задействовали волю и мотивацию. Как пишет Расмус Виллиг, в результате, если что-то не получается, мы автоматически критикуем самих себя.

В книге Бринкман замечает ещё одну неприятную особенность — то, что для многих людей доверие, которое они испытывают к коучу или терапевту, практически заменило настоящие дружеские отношения. Мне сложно сказать, насколько это актуально для нашего человека, но, тем не менее. Ещё в «Голубых зонах» Дэн Бюттнер писал, что крепкие дружеские отношения и вовлечение в деятельность какого-либо сообщества улучшают и продлевают жизнь.

6. Прочитайте роман — а не книгу по саморазвитию или биографию

Книги по саморазвитию в культуре ускорения — важный элемент, помогающий, наряду с видео, статьями и обучающими курсами, создать ощущение того, что жизнь можно контролировать. Раньше яркими представителями таких книг были книги по планированию и тайм-менеджменту, сейчас появляется всё больше книг по самотерапии («НИ СЫ», «Unfuck Yourself» и подобные им).

Это успокаивает: ты понимаешь, что можешь прочитать книгу по саморазвитию, и в твоей жизни обязательно что-то изменится. Лично знаю людей (да и сам таким был), которые решение своих жизненных проблем ищут в таких книгах (напоминаю, что большинство этих самых проблем, связанных с самореализацией, поиском себя, поиском успеха, финансовыми штуками, СОЗДАНЫ культурой ускорения). Литература по самопомощи — часть проблемы, а не её решение.

То же Бринкман говорит и про биографии. Биографии всегда возглавляют списки бестселлеров, но чаще всего они просто рассказывают тривиальные истории успеха и внушают аналогичную идею о возможности контроля жизни.

Мне не совсем понятно, какие именно биографии он имеет в виду. Осмелюсь предположить, что это книги вроде «Проекта Счастье» Гретхен Рубин или «Года без покупок» Кейт Фландерс — больше эксперименты по саморазвитию, нежели полноценная биографическая книга. Одним из стоических постулатов является полезность равнения на авторитетных людей из прошлого («Как бы на моём месте поступил Сократ?»), и я не могу согласиться, что настоящие биографии вредны.

Мои любимые «мотивирующие» биографии — это «Вспомнить всё» Арнольда Шварценеггера и «Грязь, пот и слёзы» Беара Гриллса. Первая показывает, что нет ничего невозможного при должном трудолюбии и упорстве. Вторая — что можно выбраться с любого, даже самого донного дна (Гриллс получил травмы, несовместимые с жизнью после прыжка с нераскрывшимся парашютом, но выкарабкался). Да, можно сказать словами Бринкмана, что это «иллюзия контроля», что такие книги создают иллюзию того, что всё зависит от ТЕБЯ, но, с другой стороны, нет нарушения ключевого стоического принципа дихотомии контроля («прикладывай усилия к тому, что можешь контролировать; не думай о том, чего не можешь контролировать»). В общем, в этом пункте я не могу согласиться с Бринкманом, либо же я его недопонял.

Что читать вместо мотивирующих биографий и книг по саморазвитию? Художественную прозу! (которую Бринкман обобщает словом «романы»).

Романы дадут вам возможность понять, что человеческая жизнь — это нечто сложное и неуправляемое. Роман по своей форме показывает жизнь и человеческое «Я» всеми возможными способами. Один роман может задать настроение на год вперёд, и вы будете возвращаться к нему постоянно, в отличие от книжки по саморазвитию, которую прочитал и забыл.

Разве Сократу понравилась бы идея позитивной коммуникации? Вдохновила бы Шопенгауэра позитивная психология? Захотел бы Эпикур полностью реализовать потенциал своего «Я»? Пошел бы Ницше на консультацию к коучу?

Для меня последним таким большим романом стал, конечно же, «Мартин Иден» Джека Лондона, а до него были «Безгрешность» Джонатана Франзена и «Чужак в стране чужой» Роберта Хайнлайна. Для кого-то учебником жизни могут стать книги Терри Пратчетта или Стивена Кинга, для кого-то — русская классика, для кого-то — классические или современные философы.

Читайте больше — как минимум, один роман в месяц.

7. Размышляйте о прошлом

Звучит просто, но это самая радикальная ступень.

Вектор культуры ускорения направлен в будущее. Да, в последнее время, набирает популярность возврат из будущего в настоящее (медитации, практики осознанности, вот это всё), но в целом мы живём будущим и думаем о будущем. Кто-то о будущем мечтает — «а вот когда я стану богатым, уж я развернусь…» Кто-то строит грандиозные планы на год, а кто-то упарывается по ежедневному планированию. Планировать модно, планировать красиво (привет, Bullet Journal!)

Но, раз уж мы согласились на второй ступени с тем, что ворчать нужно и полезно, то предлагаю поворчать о том, что раньше и деревья были выше, и трава зеленее. С одной стороны, технологический прогресс позволил нам жить лучше. С другой стороны, он же породил все эти проблемы, о которых написано выше — FOMO, нехватку чувств, желание всё успеть и бежать так быстро, насколько это возможно.

Жили ли наши далёкие предки идеями будущего и прогресса? Нет. Бринкман, опираясь на мысли философов, утверждает, что идее прогресса лишь пара веков, и что на самом деле она деструктивна. Размышлять о том, каким станет будущее — что же в этом плохого? Но вот жить будущим контрпродуктивно, в конце концов, оно может и не настать. Вы скажете, это пессимистично, а я снова напомню вам о том, какие планы все мы строили в начале 2020 года :) Что нам готовит год грядущий? Да кто его знает!

Прошлое же хуже не станет — оно такое, каким было, а с годами, как крепкое вино, становится мягче и лучше. Наша задача — извлечь из него уроки. Обратитесь к истории ваших предков. Научитесь повторяться. Защищайте своё право не бежать вперёд, а оставаться на месте. Найдите сообщества, связанными с историей, традиционными ценностями.

Именно тогда, когда мы участвуем в традициях — в семейной жизни, образовании, работе, искусстве, спорте и так далее, — мы получаем столь нужную в наше время опору. Мы можем понять самих себя, только если знаем те традиции, в рамках которых развиваемся и проживаем жизнь. Это звучит банально, но мы часто забываем об этом в погоне за будущим. Без традиций прошлого все бессмысленно. Всякий смысл, который содержится в действии или культурном продукте, основан на практиках, сложившихся в ходе истории. Поэтому, чтобы осознать себя как культурное и историческое существо, нужно научиться исследовать прошлое.

Смотреть в прошлое, пускать корни — в природе человека, и это говорит о зрелом отношении к жизни. На будущее же нормально ориентироваться детям и подросткам.


Закончить этот текст я хочу словами древнегреческого философа Эпикура:

Из крапивы извлекай нитки, из полыни — лекарство. Нагибайся только затем, чтобы поднять павших. Имей всегда больше ума, чем самолюбия. Спрашивай себя каждый вечер, что ты сделал хорошего. Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе — полную бутылку, в саду — свежий цветок.

Делайте выводы, и успешного вам года!