«Думай как римский император» — Дональд Робертсон

Хочу поделиться впечатлениями от книги «Думай как римский император» Дональда Робертсона, сочетающей в себе увлекательную биографию императора Марка Аврелия на фоне истории Рима II века н. э. и введение в основные постулаты философии стоиков, которой он придерживался.

Люди, интересующиеся философией стоицизма, часто выбирают себе «любимого» стоика из трёх, чьи труды сохранились до нашего времени: Эпиктета, Сенеки или Марка Аврелия. Известно, что многие известные западные деятели (например, Тим Феррис, Насим Талеб и Арнольд Шварценеггер) предпочитают Аврелия, последнего «хорошего» римского императора. Не знаю, с чем это связано, возможно, с тем, что дневники Аврелия — «Размышления» — больше всего похожи на современную литературу по саморазвитию.

В своём путешествии в мир литературы по стоицизму я наткнулся на книгу Дональда Робертсона «Думай как римский император» и… вы уже поняли, про какого императора пойдёт речь. Да ладно, вру, не наткнулся — купился на рекламу в фейсбуке и заказал себе экземпляр русскоязычного издания, не так давно вышедшего в «Бомборе».

Книга "Думай как римский император"

Я ожидал очередной книги о том, как использовать философию древних стоиков в повседневной жизни (привет, Пильюччи и Холидей), но получил совершенно королевское (императорское!) чтиво, которым наслаждался на протяжении нескольких вечеров.

Во вступлении Робертсон рассказывает, что «Размышления» Аврелия спасли его жизнь, так как именно в них он нашёл опору в тяжёлые времена — в молодости он был конченым хулиганом и торчком, но сумел выкарабкаться. Сейчас Дональд Робертсон — известный западный исследователь античной философии, популяризатор стоицизма и специалист по когнитивно-поведенческой терапии (КПТ).

Про что «Думай как римский император»?

«Думай как римский император» по смыслу — введение в основные постулаты стоицизма, а по форме — биография Марка Аврелия в вольной трактовке Робертсона, охватывающая всю жизнь императора: от юности до смерти. Описывая реальные исторические события, Робертсон даёт своё видение того, как закалялся характер Аврелия, как и почему тот выбрал именно стоицизм, и как стоические практики помогали императору в сложные моменты его жизни.

А жизнь даже высокопоставленного римлянина во II веке н. э. была суровой: бесконечные войны, эпидемии (ни тебе прививок, ни антибиотиков), да ещё время от времени кто-то хочет воткнуть нож в спину. Робертсон проводит нас через ключевые события в жизни Марка Аврелия: восхождение на трон в паре со слабохарактерным братом, нескончаемые сражения с варварами, гражданские войны, болезни, забравшие половину из двенадцати детей Марка, и, наконец, эпидемию Антониновой чумы, забравшей жизнь самого императора.

Главным оружием физически слабого Марка становятся философия и стоическое отношение к несчастьям. Этим активно пользуется Робертсон, на примерах из жизни показывая применение тех или иных практик стоиков.

Основные тезисы из книги «Думай как римский император»

Выписал семь тезисов из книги «Думай как римский император», показавшихся мне наиболее важными:

  1. Страдания причиняют не столько внешние обстоятельства, сколько наше к ним отношение. Ум — это инструмент, и мы должны заботиться о его чистоте так же, как заботимся о чистоте своего тела.
  2. Мир состоит из вещей, которые мы можем контролировать, и которые не можем. То, что не можем, стоики ёмко называют «безразличным» (зачем об этом беспокоиться, если мы не можем на это повлиять?) Но безразличное, в свою очередь, делится на предпочтительное и непредпочтительное. Предпочтительное, например, это здоровье или богатство. Непредпочтительное — бедность, боль, болезнь и другие страдания. Какая бы проблема такого рода ни возникла, стоит помнить, что это непредпочтительное БЕЗРАЗЛИЧНОЕ — а далее см. пункт 1. Робертсон называет это «когнитивным дистанцированием».
  3. Процесс переживания страстей делится на три стадии:
    1. Спонтанные переживания, «первострасти». Корабль тонет -> Возникает тревога
    2. Дистанцирование. «Меня расстраивает не событие, а отношение к нему».
    3. Принятие. «Сейчас происходит нечто ужасное, и бояться — это нормально. Но я возьму себя в руки и справлюсь». Как антипример, Робертсон рассказывает о Сенеке, который однажды так запаниковал во время шторма из-за разыгравшейся морской болезни, что бросился за борт и поплыл к берегу, рискуя жизнью, хотя оставаться на корабле было бы безопаснее. В любой подобной ситуации нужно принять само происходящее, принять своё отношение к этому, и далее действовать.
  4. Любую боль можно перенести. Острая боль не будет длиться долго, а слабую можно выдержать, не потеряв лица. Если боль невыносима, то смерть освободит тебя от неё (тут надо сказать, что стоики не боятся смерти и спокойно воспринимают её как неизбежный этап в жизни любого существа). Можно развить правильное отношение к боли, сосредоточившись на её границах, а можно страдать и стонать.
  5. Таким же образом можно справляться с другими явлениями, причиняющими дискомфорт: с усталостью, с голодом, с холодом или с жарой, например. Если мы каждый день будем терпеть какой-либо небольшой дискомфорт, например, усталость после физических упражнений или холодный душ, используя технику работы с умом, то сможем быть готовы к более серьёзным проблемам, когда они возникнут.
  6. Важно иметь ментора (к слову, «менторы» произошли от имени героя «Одиссеи» Ментора, который был другом Одиссея и наставником его сына). Если нет ментора, то выбирается человек, добродетелям которого вы хотели бы следовать и проводить мысленные эксперименты: «А как бы поступил ХХХ в таком-то случае?» Для Марка Аврелия таким ментором был его учитель-философ Юний Рустик.
  7. Радость — не цель в жизни, а приятный бонус. Если стремиться к радости как таковой, то можно свернуть не на ту дорогу. «Правильная» радость активна: она приходит от наших добрых дел и осознания того, что мы поступаем хорошо, в противовес более «низкой» радости от телесных удовольствий, еды, секса и т. п. Высшее благо состоит не в чувствах, а в действиях. У Марка Аврелия был живой пример человека, свернувшего «не на ту дорогу» — его соправитель и приёмный брат (да, и такое было в Риме) Луций Вер, в отличие от Марка, не снискавший особого уважения.

Что в итоге?

Как я уже писал выше, с одной стороны, книга — биография Марка Аврелия, в увлекательной форме рассказывающая не только о личности самого императора, но и о том, что происходило в Риме во II веке н. э.

С другой стороны, это введение в основы философии стоиков. «Думай как римский император», написанная более живым языком, в этом качестве мне зашла намного лучше книги «Как быть стоиком» Массимо Пильюччи, более похожей на учебник. Ещё одно преимущество: в книге Робертсона много практических упражнений, которые мы можем применять в повседневной жизни.

Интересует ли вас история и философия, или же вы просто ищете способы укрепления характера, решения проблем и воспитания стойкого отношения к жизни — читайте, с удовольствием рекомендую. Пока эта книга для меня — второй претендент на книгу года (после «Силы спокойствия» Райана Холидея).