«Как быть стоиком» Массимо Пильюччи — заметка о книге

В этом посте я хочу рассказать про книгу «Как быть стоиком» Массимо Пильюччи — учебник истории и философии стоицизма, а также применения этой философии в современной жизни.

Китайцы проклинали своих врагов: «Да что бы тебе жить в эпоху перемен!» Когда всё вокруг стремительно меняется, когда нарушается обычный ход жизни, и ты из-за всех этих карантинов и ограничений не можешь планировать вперёд не то что на год, а даже на несколько недель, остро встаёт вопрос: как научиться справляться с переменами, и где взять на это силы?

Именно с таким запросом я начинал слушать выпуск подкаста «Будет сделано» Никиты Маклахова с Александром Саликовым, основателем философского книжного клуба «Гиперион». В подкасте Александр рассказывал о том, что такое стоицизм, как философия стоиков помогает справляться с трудностями и как всё это практиковать современному человеку.

Я никогда особо не интересовался философией Древних Греции и Рима, предпочитая Восток: сначала веды, потом буддизм. Но при этом мне близки идеи Райана Холидея, американского неостоика, блогера и писателя (самая известная его книга — «Как решают проблемы сильные люди», я читал её в прошлом году). А ещё я, будучи любителем истории, знал, что стоиком был «последний хороший римский император» Марк Аврелий, живший во II веке н.э.

Поэтому я примерно представлял, о чём пойдёт речь. Но подкаст превзошёл все мои ожидания! Помимо советов, как примириться с кризисом (в первую очередь, со своим отношением к этому), я получил любопытный экскурс в историю и рассказ о трёх ключевых фигурах стоицизма, труды которых дошли до наших дней — Эпиктете, Сенеке и, собственно, Марке Аврелии.

Одной из книг «для новичков», упомянутых в подкасте, была «Как быть стоиком» Массимо Пильюччи, и я обязательно решил с ней познакомиться.

Как быть стоиком - Массимо Пильюччи

Массимо Пильюччи — в прошлом биолог-эволюционист, а ныне профессор философии Городского университета Нью-Йорка. Его интерес к философии возник на волне кризиса среднего возраста, и, перебирая учения самых разных древнегреческих классиков от Аристотеля до Эпикура, Пильюччи наткнулся на стоиков, взгляды которых показались ему не только близкими, но и наиболее практичными. Он начал выполнять стоические упражнения (умственные, не физические) и, по его словам, выполняет их каждый день до сих пор, а попутно занимается популяризацией современного стоицизма.

Собственно, одна из двух главных ценностей в «Как быть стоиком» — это упражнения, а, если быть точным, ряд практичных принципов, разработанных Пильюччи на основе стоических текстов. Здесь нет каких-то сверхновых откровений, но вместе они собираются в элегантную систему, позволяющую культивировать добродетель и быть хозяином своим чувствам, привычкам и эмоциям.

Живи согласно своей природе. Остановись и сделай выдох. Анализируй свои впечатления. Напоминай себе о бренности вещей. Следуй дихотомии контроля…

Дихотомия контроля — центральная тема стоицизма, практика которой в корне меняет жизнь. Тоже не новая, но невероятно мощная вещь. В той или иной форме с ней мы сталкиваемся при чтении разных книг по саморазвитию. Тк, меня познакомил с ней в университетские годы аж Дейл Карнеги, а закрепила Шэрон Мельник в книге «Стрессоустойчивость», которую я сейчас всем советую как лучшее, IMHO, чтиво про антистрессовые практики.

Дихотомия («разделение») контроля подразумевает, что есть вещи, которые находятся в нашей власти, и есть вещи, над которыми мы не властны. К первым относятся наши мысли, желания, навыки, мнения; ко вторым — мысли и желания других людей, а также любые внешние события. Необычно то, что мы склонны переживать о вторых и не особо заботимся о первых.

Согласно стоикам, нужно делать наоборот: сосредотачивать усилия над тем, что мы можем контролировать, и не тратить нервы на то, на что мы повлиять не можем. Звучит просто, но успех достигается лишь с практикой. Главное, начать и не забить.

Вторая ценность книги «Как быть стоиком» — это истории. Как оказалось, желания и проблемы людей, живших две тысячи лет назад, мало чем отличаются от чаяний людей нашего времени. Пильюччи мастерски мешает рассказы о древних философах, аристократах и полководцах с историями о трудах и исследованиях более современных учёных и психологов, направленных на решение вечных вопросов: как стать счастливым, как найти покой, как жить лучше, как любить и быть любимым и так далее.

Да, читать порой становится сложно (но уж не сложнее трудов Сенеки или Эпиктета), но, с другой стороны, это не книга из серии «Стоицизм для чайников», и никто не обещает, что будет просто. Это философия, детка!

Что в итоге? Книга не даёт прямого решения вопросов, о которых я написал чуть выше, но она подсказывает, что нужно регулярно практиковать, чтобы эти вопросы были решены или отпали за ненадобностью. Её следует воспринимать именно такой, какой она была изначально задумана Пильюччи — экскурсом в философию стоицизма и дорожной картой, на которой отмечены первые действия и пути дальнейшего развития.