Как я вылечил свой комплекс отличника

Перфекционизм и комплекс отличника

Комплекс отличника — это когда ты хочешь, чтобы тебя считали лучшим в каком-то деле. Пусть даже ты таковым не являешься.

В этом посте я хочу вспомнить детство, потому что до окончания школы я был стопроцентным перфекционистом с комплексом отличника, но после одного происшествия стал относиться к жизни намного проще.

История отличника

В детстве я всегда стремился всё делать идеально. Меня к этому приучили бабушка и дед, у которых я проводил время, пока родители были на работе. Она — завуч, он — директор школы, ну, вы понимаете, как весело жить в семье педагогов.

Бабушка с дедушкой всегда требовали от меня отличных оценок и побед в любых школьных соревнованиях. Я жил по правилу: сначала уроки, а потом всё остальное, и делал уроки сразу после прихода из школы, пусть даже и срок выполнения задания был на следующей неделе.

Не могу сказать, что меня заставляли это делать из-под палки, в то время как все мои друзья играли под окнами в футбол. Я хорошо учился и не испытывал проблем с домашкой. Но требования к качеству работы было высоким, а наказание за ошибки — неприятным.

Среди одноклассников я считался мозгом. До шестого класса учился строго на отлично, потом стали появляться четвёрки, но их было немного. Учителя знали, что я «умный мальчик» и ставили меня в пример, что ещё больше раздувало моё самомнение, но приводило к тому, что меня регулярно колотили после уроков. Поэтому я в 7 классе записался на карате и научился давать отпор.

По AD&Dшной терминологии я был магом-учёным с интеллектом 20, и считал, что у меня нет права на ошибку.

Я привык, что всё знаю лучше всех в классе, но за его пределами приходилось защищать своё первенство. Обычно это происходило на олимпиадах, где я терпел поражение от более талантливых ребят из параллельных классов или других школ. Это било по моему самолюбию, и я старался учиться ещё лучше, а также не гнушался грязной игры, когда речь шла об интеллектуальном превосходстве.

Я жил по принципу «цель оправдывает средства», ну, насколько этот принцип можно применить к школьнику.

Обратная сторона

У моего перфекционизма была и обратная сторона. Нацеленный на абсолютный успех, я тяжело переносил неудачи. При этом, будучи мальчиком скромным и физически слабым, хоть и овладевшем приёмами единоборств, я понимал, что во многих делах, не касающихся учёбы, меня ждут не первые, а последние места.

Например, я один в классе не умел лазать по канату, и на физкультуре все надо мной смеялись. Зато я лучше всех прыгал в высоту, но почему-то запомнился именно канат. Это сильно било по моему самолюбию и заставляло ещё больше дрожать над теми вещами, в которых я был первым.

Всё изменилось тогда, когда наша школа стала гимназией, и в ней был создан специальный класс «А», который сформировали из лучших учеников всех городских школ. Мне предлагали туда перейти (я как раз перешёл в девятый), но я не захотел терять друзей и отказался, что сейчас считаю ошибкой.

Класс «А» стал задавать повестку дня. Они были лучшими во всём: в учёбе, в спорте и во внеклассной деятельности. У них были свои «олимпийцы», свои «спортсмены», а ещё они ставили умопомрачительные постановки на театральных конкурсах. Это была элита.

Как бы я не старался, сколько бы сил и времени не тратил на учёбу, на конкурсах и олимпиадах всегда находился кто-то из «Ашек», кто меня обходил.

Но событие, которое произошло в 11 классе, и которое заставило меня пересмотреть взгляды на жизнь (а впоследствии и круто повлияло на выбор профессии), случилось без участия класса «А».

Что общего между Карлсоном и Терминатором?

Термитатор

Как-то раз у нас случилась викторина по аналогу популярной в то время передачи «Умники и умницы». Кто не знает, расскажу — три талантливых школьника соревнуются между собой за право выиграть в конкурсе, а победители серии конкурсов поступают в МГИМО без экзаменов. По ящику программу вёл Юрий Вяземский, зав. кафедрой мировой литературы и журналистики.

Правила игры такие. Есть три дорожки: зелёная, жёлтая и красная. Красная быстрая — на ней нужно ответить на два вопроса, но нельзя ни разу ошибиться. Зелёная — длинная, четыре вопроса и два права на ошибку. Жёлтая — средний вариант, три вопроса и одно право на ошибку. Выигрывает тот, кто дойдёт до конца дорожки, всё просто.

В передаче участники старались занять жёлтую дорожку как самую оптимальную. Но в нашей игре я посмотрел, на какие по сложности вопросы отвечают участники первых туров, и понял, что и так всё знаю, поэтому только красная, только хардкор. Мне предстояло играть против двух других умных парней, один из которых — Сергей — был «мозгом» класса «Б», и, в принципе, мог меня уделать.

Я быстрее всех ответил на вводный вопрос и получил шанс выбрать первому дорожку. Разумеется, я взял красную.

Вопросы были как на логику, так и на знание. Например, мой первый вопрос звучал так: «Что общего между Карлсоном и Терминатором». Я долго мялся и что-то выдумывал: у обоих есть встроенные механизмы; оба взаимодействуют с маленьким мальчиком; оба — сильные мужчины в самом расцвете сил, ну и так далее.

При ответ был простой: и тот, и другой обещали вернуться («он улетел, но обещал вернуться» и «I'll be back») соответственно. Узнав ответ, я психанул и превратился в настоящее животное. Я стал орать, чтобы мне засчитали ответ, потому что формально я был прав и назвал кучу общего между этими парнями. После недолгой перепалки жюри сдалось, и я продвинулся вперёд.

Второй вопрос не помню, но получилось примерно так же. Я не вычислил правильный ответ и закидал жюри своими доводами и размышлениями. В итоге своим жалким поведением я победил в отборочном туре, а потом без особого труда прошёл и финал, выбрав ту же красную дорожку и так же мутно отвечая.

Мне вручили бумажную медаль и грамоту из магазина канцтоваров. После игры ко мне подошёл тот самый Сергей из «Б», которого я обошёл, и хлопнул по плечу: «О, у тебя теперь есть бумажная медаль! Гордишься, небось, что тут самый умный». Рассмеялся и ушёл, а мне так обидно стало.

Я выставил себя на посмешище, желая выиграть любой ценой, но чего я достиг? Такой ли я хотел победы, буквально выпрошенной? Нужна ли мне была эта медаль и победа в конкурсе, про который все забудут через пару дней? В чём вообще смысл?

И я понял, что смысла нет. Просто я считал себя самым умным, а на деле им не был.

Не быть отличником

И я решил — да пошло оно всё. Надо быть проще. И перестал выпендриваться и гоняться за победами.

Что в итоге? Я закончил школу с отличным аттестатом, но без медали, потому что в одной из четвертей словил трояк по ОБЖ. Через несколько лет я повторил почти то же самое в университете, и в итоге в моём почти-отличном-дипломе тройка по химии. Можно было что-то сделать, но нужен ли мне был красный диплом или медаль в школе? Наверное нет.

Поступая в университет, я тоже не стал гнуть свою линию до конца и поступил туда, куда проще было поступить. Об этом я писал здесь.

К слову, тот самый Сергей поступил более разумно. Он тоже, как и я, не попал на ту специальность, которую хотел, но выждал год, подготовился и на следующий год поступил.

Учась в универе, я уже не был «отличником «и не стремился всё делать идеально. Я научился пить спирт и есть доширак радоваться четвёркам. При этом у меня перед глазами всегда было живое воплощение комплекса отличника — наша староста Ира, которая, многого не понимая и во многом не разбираясь, брала хитростью.

Создав себе имидж отличницы, она принципиально не соглашалась ни на что, кроме пятёрки, при этом далеко не всегда понимая предмет (а у нас в расписании были многочисленные физики и электроники — квантовая, ядерная, СВЧ, твердотельная и так далее). При этом за собой она тянула и подружку, которая вообще мало что понимала, но удачно «села на хвост». В итоге обе закончили с красными дипломами, Ира переехала в Москву, а вторая девочка раскладывает товары на полках в «Ашане».

Не будьте отличниками во всём, потому что в погоне за «пятёрками» вы теряете себя. Будьте проще.