Как разобрать фотоархив и не лопнуть от злости

Когда я в начале года затеял большое расхламление, то написал план из 25 пунктов. Один из них — разобрать фотоархив — напрягал меня больше всего. В этом посте я расскажу, как справился со страхом большого дела и заставил себя разобрать свой фотохлам.

Я фотографирую на цифровик с 2006 года и до рождения дочери в 2011 не просто поддерживал свой фотоархив в чистоте и порядке, но и обрабатывал каждую фотку вручную в графическом редакторе. Когда дочка появилась на свет, на радостях я не выпускал фотоаппарата из рук, и фоткал вообще всё, что тогда происходило. Фотографий стало столько, что я не успевал их обрабатывать, но хотя бы раскидывал по папкам-событиям или датам.

К 2014 году я не переставал фоткать-фоткать-фоткать, и мой фотоархив превратился в какой-то гадюшник. Я просто перестал следить за фотками и просто скидывал их или в папки с номером текущего года, или в корень фотоархива, или вообще куда-нибудь на винт.

Размер архива ~60 Гб и ~20 тысяч фотографий меня пугал до чёртиков. Как с этим разобраться, я понимал — удалить дубли, удалить неудачные фото, отсортировать хотя бы по месяцам или важным событиям. Но как себя заставить вручную прокликать столько фотографий и рассмотреть каждую?

Паника паника паника! Просто открыв его, у меня пропало всякое желание разбираться.

Но цель поставлена, значит, её надо выполнять.

Как я смог разобрать фотоархив и не возненавидеть свою жизнь?

Я использовал две техники.

Про первую писала Энн Ламот в Птице за птицей:

Тридцать лет назад мой старший брат — тогда ему было десять — бился над школьным заданием, которое должен был сдать на следующий день. Им велели описать наших местных птиц; изначально на все отводилось три месяца, но брат ничего не успел.

И вот он, чуть не плача, сидел за кухонным столом у нас дома в Болинасе, весь обложенный альбомами, карандашами и непрочитанными книгами про птиц. Объем работы парализовал его. Тогда пришел папа, сел рядом с ним, обнял и сказал: «Птицу за птицей, друг. Описывай птицу за птицей».

Птица за птицей… Этот способ не раз выручал меня в те моменты, когда предстоящий объём работы парализовывал, и ничего не хотелось делать. В таком случае нужно отвлечься от этого объёма, от конечной цели и концентрировать внимание на мелких промежуточных целях.

Это можно сравнить с ночной поездкой на машине. Пусть тебе предстоит путь в сотню километров, но в каждый момент времени ты видишь лишь небольшой кусочек дороги на полсотни метров впереди, и твоя задача — проехать именно его, избегая ям, неровностей и других неприятных штуковин. К слову, и дальнюю дорогу, используя этот принцип, мне преодолевать стало проще.

Я раскидал фотографии по датам съёмки и за раз брал в работу только комплект из нескольких десятков фото. Жизнь наладилась.

Установить комфортные временные рамки

Вторая техника — устанавливать комфортные временные рамки.

Это чем-то похоже на работу по Pomodoro: выделяю несколько минут, в течение которых занимаюсь только сортировкой фотографий. Время заканчивается — бросаю и занимаюсь другими делами. Мне настолько неохота было сортировать фото, что первый временной промежуток на это я выделил в размере 5 минут!

5 минут — это как прослушать одну-две песни. Совсем нестрашно, ведь главное начать и втянуться в работу, а потом можно постепенно увеличивать это время, главное, не переступать через себя. Но важно это делать каждый день, в идеале — в одно и то же время, чтобы выработать привычку.

Благодаря этим двум техникам я примерно за три недели разобрал свой архив, уменьшив его размер в два раза, плюс рассортировал все фото по годам и событиям. Теперь найти любую нужную фотографию совсем несложно, и я рад, что наконец-то это сделал.

Подобный способ «разгребания авгиевых конюшен» можно применять к чему угодно — разбору фотографий или файлов на винте, уборке в комнате, нудной и монотонной работе. Конечно, мифический Геракл свои конюшни очистил куда как проще — он просто взял и повернул русло реки, которое вымыло всё дерьмо из конюшен.

Ну, а нам, пока мы не научились менять направление движения рек, остаётся применять мелкие лайфхаки в выполнении сложных дел.