Отказ от использования автомобиля: моя история и выводы

Я давно хотел написать пост про то, как после прочтения «Без суеты» и изучения slow life во всех её проявлениях я стал более спокойно и медленно водить авто. Видать, слишком долго хотел, потому что в этом году эта тема стала неактуальной. Я хочу рассказать про то, как решился на отказ от автомобиля, точнее, от его использования в личных целях.

Впрочем, расскажу обо всём по порядку.

Вкладыши

Моя история отношений с авто

У меня совершенно немальчишечья история взаимоотношений с автомобилями: я их никогда не любил.

В детстве я не интересовался машинами, в отличие от друзей, которые просто с ума от них сходили и коллекционировали вкладыши и журналы про тачки. Мне по душе больше была военная техника, дед-танкист привил интерес к этой теме.

В 14 лет я больно улетел с мопеда в канаву и зарёкся садиться за руль какого-либо транспортного средства. Зарёкся не из-за страха, а, скорее, из-за осознания того, что за рулём я «дурак», хочу гнать и не знаю меры. Мы также дико и на великах катались, но какая скорость у велосипеда, а какая у машины или мотоцикла? Синяками не отделаешься.

Поэтому в школе я забил на автодело, сдав на пятёрку теорию, но отказавшись от практики. Пока другие пацаны учились водить старый школьный «зилок», я и ещё двое одарённых просиживали штаны в компьютерном классе и втихую рубились в Heroes of Might & Magic II.

Бентли

С момента того падения желание научиться вождению меня не посещала больше десяти лет. Я даже не завидовал друзьям, которые уже в универе получали права и осваивали свои первые тачилы. К тому же, это не пахло ничем серьёзным, так, скорее мальчишечье развлечение. У нас даже шутка такая ходила про одного парнишку из группы: «Паша продал два запорожца и купил себе мобильник». На дворе стоял 2004 год, телефоны были простые как кирпич и недешёвые.

Всё изменилось с рождением дочери. Мы с женой вдруг резко стали немобильные. Ну, все мы знаем, как наши города и общественный транспорт приспособлены для человека с детской коляской (правильный ответ — практически никак). Пожив так, я решил то, чего сам испугался вначале: «Пойду в автошколу». И тут завертелось…

Новичок, бесстрашный и бывалый

Все автолюбители делятся на три типа.

Новички ездят в диком стрессе, вцепившись в руль, и всего боятся. Казалось бы, человек, не умеющий нормально водить авто — самый опасный на дороге. Однако, нет.

Самый опасный — представитель второй категории, бесстрашный. Это человек, который освоился с машиной и понял, как её использовать в той или иной ситуации на дороге. Его опасность в том, что он, не освоив ещё многих чисто интуитивных вещей, перестаёт бояться и начинает гонять на высоких скоростях, газовать, играть в пятнашки и увлечённо материться, завидев машину с наклеенным восклицательным знаком или туфелькой. Из-за бесстрашных гонщиков в черте города случается много аварий.

И третий тип — бывалые. Они уже не гоняют, потому что куда лучше бесстрашных знают свою машину и не видят смысла в лихачестве.

Я прошёл первые две стадии и в прошлом году находился на границе между бесстрашным и бывалым. За плечами 7 лет стажа, вроде и не всю жизнь баранку крутишь, но и не первый год колесишь по дорогам. Сперва боялся, потом гонял как чёрт, а потом жизнь расставила всё по своим местам.

Поломка, которая всё изменила

В один из дней августа 2017 года я выезжал из города, и на подъёме в гору у меня лопнул ремень ГРМ. Послышался хлопок, я резко рванул к обочине, и движок заглох. Как потом выяснилось, на очередном ТО мне поставили дешёвый ремень, который не прослужил в итоге и года. Клапаны погнуло конкретно, и я влетел на капремонт двигателя.

Это случилось спустя немного времени после того, как умер мой близкий друг, и я отнёсся к произошедшему по-философски. Плакать бы, что придётся отвалить почти всю зарплату за капремонт, а я радовался. Ну, а почему не радоваться, смотрите сами: мне повезло, что я поднимался на скорости 50 км/ч в крутую гору в черте города. А если бы летел под 100 км/ч по пустынной трассе? А если бы летел не один, а с семьёй? Просто страшно представить, что тогда могло бы случиться.

После капремонта движок зазвучал по-другому, и я стал дёргаться при каждом звуке. Каждый выезд со двора превращался в стресс, в итоге я психанул и поставил машину на зиму в гараж, надеясь, что в новом году всё разрулится.

Между тем, в новом году случился проект расхламления, в ходе которого я провёл не только большую расчистку и разборку, но и многое передумал в различных сферах жизни. И я решил отказаться от автомобиля для личных нужд. Изначально я покупал машину по семейным причинам, вот, значит, для семьи она и останется.

Отвести детей к бабушке с дедушкой, съездить всем вместе в центр прогуляться, сгонять на пруд за городом — это за. А постоянно, как некоторые мои друзья, ездить на автомобиле только ради того, что так быстрее, так комфортнее и вообще «чё я лох что-ли в автобусе ездить» — это уже не про меня.

Плюсы отказа от автомобиля

Плюсы отказа от автомобиля

— Ой, чего это Петровича жена с матерью под руки ведут?

— Да он машину продал, теперь ходить учат.

Народная мудрость

Я понимаю, что мой отказ от машины имеет, в основном, психологические причины, но мне приятно, что я упрощаю жизнь и себе, и окружающим. Смотрите, какие плюсы я нашёл:

Я стал тратить меньше денег

Автомобиль обходится дороже, чем общественный транспорт. Ежегодный полис ОСАГО на какую-нибудь узбекскую «Нексию» может встать тысяч в десять, чего уж говорить о более мощных моделях. Плюс провести плановое ТО, поменять резину, заменить жижу и всякие мелочи — ещё столько же. Плюс бензин стоит под 40 рублей за литр. Плюс мойка. Плюс штрафы, от которых никто не застрахован. А не дай бог что сломается? Короче, одни расходы. Этой весной я только начал ездить, а уже десятку выкинул.

Плюс сам по себе автомобиль — не самое выгодное вложение средств. С годами он уценивается, зато требует всё больше вложений. В какой-то момент машина начнёт ломаться чаще, чем ездить.

Это решающий пункт даже для тех, кому будут по барабану все остальные доводы в этой статье. Автомобиль — это тупо дорого.

Я стал больше двигаться пешком.

Люблю вспоминать, как жена моего друга рассказывала: «Он как получил права, так стал за хлебом в соседний дом на машине ездить». На колёсах перемещение из точки, А в точку Б куда как комфортнее, чем пешком, и я часто ловил себя на мысли, что при необходимости ехать даже недалеко я хочу скорее запрыгнуть в машину.

Конечно, если надо привести новый шкаф, перевести кучу вещей или съездить в магазин основательно закупиться, иметь машину куда выгоднее, чем не иметь. Но часто я прыгал в машину и доезжал за пару минут до почты, когда мог пройти это же расстояние за 20 минут пешком. А при сидячем образе жизни и лишнем весе, знаете ли, нужно почаще двигать булками.

Я стал спокойнее

Ну, об этом уже сказано выше. Есть, конечно, параноики, но лично мне спокойнее, когда МЕНЯ везут, чем Я кого-то везу.

В свой доавтомобильный период я не замечал, простите, сколько же дураков на дороге. Сейчас я поездил и смог оценить масштабы бедствия. Более того, были моменты, когда я сам был таким дураком. Да и не дурак, а нормальный водитель тоже может ошибиться. Зазевался, засмотрелся — и всё, тебя куда-то несут, но ты этого уже не увидишь. Автомобили только кажутся защищёнными и безопасными, но всё зависит от силы удара. Любую машину можно смять, как банку из-под пива.

У спокойствия есть ещё одна сторона. Я о том, что даже в безопасной ситуации ты можешь включить нервы, будучи за рулём. Например, застряв во многочасовой пробке. Я всегда в пробках бесился и пробовал разные техники, чтобы успокоиться, даже рассказы пробовал писать. Нет машины — нет проблем. А если ты едешь в автобусе в час пик, то будь добр, заранее найди чем заняться, чтобы не нервничать. Тебе же не надо смотреть на дорогу.

Я стал продуктивнее

К слову, про «смотреть на дорогу». Это главное действие. Чем ещё заняться за рулём? Внимательно следить, что происходит на дороге. Максимум, включить радио или плеер. Всё. Глаза от лобового стекла не уберёшь.

В общественном же транспорте можно сесть и читать книжку. Или посмотреть видео в телефоне. Или позаниматься в какой-нибудь обучалке. Или проверить почту. Конечно, я не идеализирую наш общественный транспорт, как минимум, саратовский — та ещё радость, особенно жарким летом в час пик. Но тут нужно искать компромиссы.

Я стал внимательнее

Пролетая по дороге, ты цепляешься глазами только за светофоры и дорожные знаки. А как хорошо просто прогуляться и посмотреть, что находится вокруг. Присматриваясь к вывескам, наблюдая за людьми и слушая случайные разговоры, узнаёшь куда больше, чем из окна машины. Вместе с пешей ходьбой получается комбо — ты живёшь более здоровой и более внимательной жизнью.

Стало проще жить

Вдобавок ко всему вышеперечисленному, без машины во многом проще жить. Ты не ждёшь, что тебя остановят гаишники. Тебе не надо возить с собой целую стопку документов, без которых на дороге ты никто. Не надо париться с парковкой, когда ты приезжаешь поздно с работы, и все парковочные места заняты. В конце концов, не надо просто беспокоиться, что тебе поцарапают дверь или спустят колесо. Машина — большой и очень ценный предмет, за который, как и за всё ценное, переживаешь.

Отказ от автомобиля приносит пользу городу

Это как ещё один бонус.

Конечно, отказ одного человека — песчинка среди десятков тысяч автомобилистов на дорогах крупного города. Но это всё же -1 к пробкам, +1 к чистоте воздуха, +1 к состоянию нервной системы окружающих, +1 к вашему собственному иммунитету и +10 к состоянию вашего города, который, к сожалению, и скорее всего оптимизируется под автомобили, а не под нужды пешеходов.

Я не большой специалист по организации городской среды, но мне нравится, как об этом пишет и как это показывает Илья Варламов. Вот пара ссылок:

Зачем вам машина? Это же дорого и неудобно

Машина в городе — это ошибка. Пора её исправить!

Желаю вам свободы! (про пробки)

Твоя машина — твоя ответственность

Разоблачение секты «Нам все должны!» (про затраты на «автомобилизацию» городов)

Удачи вам на дорогах, не важно, за рулём или на своих двоих!